Проблемы квалификации убийства с целью использования органов и тканей потерпевшего
ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ПОТЕРПЕВШЕГО
Е.О.
МАЛЯЕВА
Маляева Е.О., доцент кафедры
уголовного права Нижегородской академии
МВД РФ, к.ю.н.
Цель использования органов и
тканей потерпевшего - абсолютно новое,
неизвестное российскому уголовному
законодательству обстоятельство,
повышающее ответственность за убийство.
Включение в часть 2 ст. 105 УК РФ этого
признака обусловлено возможностью
использования в преступных целях
прогрессивных достижений медицины.
Повышенная общественная опасность убийств
такого рода обусловлена изощренным, трудно
раскрываемым способом, подрывающим доверие
к лечебным учреждениям и
трансплантологической деятельности.
Выступая 8 октября 2002 г. по программе ТВЦ,
директор Института трансплантологии
Валерий Шумаков отметил, что до сих пор ни
одно подобное дело не дошло до суда.
Официальные расследования также не
подтвердили фактов убийств в целях
трансплантации в России <*>, в то время
как, по неофициальным данным МВД РФ, в
различных регионах страны существуют
подпольные клиники, производящие
незаконные изъятия и пересадки органов и
тканей человека. Полагаем, что отсутствие в
правоприменительной практике приговоров,
осуждающих по п. "м" ч. 2 ст. 105 УК РФ,
объясняется чрезвычайной сложностью
получения доказательств, необходимых для
привлечения виновных к уголовной
ответственности. Между тем СМИ повествуют о
массовых захоронениях в районах
национальных конфликтов, где обнаружены
прооперированные люди, у которых
отсутствуют органы, имеющие критическое
значение для жизни человека <**>, об
обнаруженных трупах детей с
профессионально вырезанными у них органами
и тканями. Однако анализа этих фактов ни
Генеральная прокуратура, ни МВД РФ не
проводили. Широкую известность получили
факты поставки для нужд трансплантологии
мертворожденных детей из Украины в ФРГ,
Италию, Швейцарию, США и Канаду,
международное расследование по которым
ведут Интерпол и сотрудники Генеральной
прокуратуры Украины. Многочисленные факты,
свидетельствующие о пересадках в Европе
детских органов, доставленных из Латинской
Америки, приводились в докладе комиссии
Европейского Парламента в июле 1997 года.
Трансплантаты нередко поставляются через
посредников, через промежуточные пункты,
причем зачастую меняются хозяева и
направления, что дает дополнительные
возможности для нелегальных поставок.
Только из Бразилии через Мальту в Италию
ежегодно отправляется 5 - 6 тысяч комплектов
органов <***>. В свете сказанного
представляется, что уголовно-правовая
доктрина должна быть готова к адекватной
интерпретации возможного роста преступной
практики в сфере трансплантологии.
--------------------------------
<*> Коннов А.И.
Проявления российской организованной
преступности в традиционных для
транснациональных преступных организаций
сферах // Основы борьбы с организованной
преступностью / Отв. ред. В.С. Овчинский, В.Е.
Эминов, Н.П. Яблоков. М.: Инфра-М, 1996. С. 203.
<**> Жаворонков Г. Смерть назначена на
завтра // Понедельник (пресс-обозрение). 1994. N
46.
<***> Григорьев А. Продам тебя... на
органы // Аргументы и факты. 1996. N 45. С. 2;
Полякова А. 100 детей из Львова проданы за
границу // Комсомольская правда. 1995. N 114.
В
настоящее время трансплантация признается
в России одним из эффективных средств
спасения жизни и восстановления здоровья
человека. Количество людей, нуждающихся в
пересадке органов, непрерывно возрастает.
"Развитие медицины направлено на то, чтобы
новые ее достижения стали обычным методом
ее лечения, широко применяемым на практике"
<*>. Помогая выживанию человека,
трансплантология, безусловно, содержит в
себе гуманистическое начало <**>. Но
внедрение достижений
трансплантологической мысли в клиническую
практику требует соблюдения определенных
правовых условий в целях предотвращения
неконтролируемого применения достижений
медицинской науки, то есть специального
правового регулирования условий и порядка
изъятия в лечебных целях ex mortuo u ex vivi
человеческих трансплантатов (участков
ткани или органов), охраны жизни и здоровья
реципиентов (лиц, в организм которых
осуществляется пересадка биоматериалов) и
живых доноров (лиц, из организмов которых
изымаются анатомические сегменты для
трансплантации). Правовое регулирование
условий трансплантологии осуществляется в
РФ Основами законодательства РФ "Об охране
здоровья граждан", Законами "О
трансплантации органов и (или) тканей
человека" от 22 декабря 1992 года, "О донорстве
крови и ее компонентов" от 9 июня 1993 года, "О
погребении и похоронном деле" от 12 января 1996
года, Инструкцией о констатации смерти
человека на основании диагноза смерти
мозга от 20 декабря 2001 г. и иными
нормативными актами Министерства
здравоохранения и медицинской
промышленности.
--------------------------------
<*> Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М.:
Интер-версо, 1991. С. 45.
<**> Академик В.
Шумаков, директор Института
трансплантологии и искусственных органов,
сделавший за 10 лет 99 пересадок сердца и 150
пересадок почек, сетует на нехватку
донорского материала и косность мышления
россиян по отношению к проблеме
трансплантологии в отличие от зарубежных
стран. Так, в США, когда погиб ребенок, но его
мозг еще жив, у матери попросили органы
ребенка для трансплантологии. Она
согласилась, сказав: "Пусть хотя бы часть
моего мальчика будет жить в другом
человеке" // ОРТ, программа "Независимое
расследование" от 5 ноября 2001 г.
Но даже
самая совершенная по своему содержанию
система правового регулирования требует
гарантий, обеспечивающих ее соблюдение. И
особое место здесь принадлежит
ответственности, реальное
функционирование которой - необходимая
предпосылка эффективности всей системы
правового регулирования в области
современной медицины <*>. Операция по
замещению поврежденных или отсутствующих
органов и тканей человека собственными
трансплантатами или биоматериалом, взятым
из другого организма, должна производиться
в медицинских учреждениях на основе
медицинских показаний в соответствии с
общими правилами проведения хирургических
операций при сохранении способности других
(не трансплантируемых) органов и тканей
нормально выполнять свои физиологические
функции, и только в случае, если другие
медицинские средства не могут
гарантировать сохранения жизни или
восстановления здоровья реципиента (ч. ч. 1, 4
ст. 1 Закона РФ "О трансплантации органов и
(или) тканей человека").
--------------------------------
<*> Драгонец Я.,
Хеллендер П. Современная медицина и право.
М.: Юрид. лит., 1991. С. 298.
Изъятие
биоматериала у трупа производится в
отделениях судебно-медицинской экспертизы,
в патологоанатомических бюро и отделениях
лечебно-профилактических учреждений <*>
с согласия главврача соответствующего
государственного медицинского учреждения.
В случаях, когда требуется проведение
судебно-медицинской экспертизы трупа,
такое изъятие производится только с
согласия лица, назначившего экспертизу
<**>. Дополнительно должно быть получено
согласие на отчуждение анатомических
сегментов от судебно-медицинского
эксперта, об эксплантации необходимо
уведомить прокурора <***>. Вопрос о
возможности изъятия биоматериалов
разрешается судебно-медицинским экспертом
после специального предварительного
осмотра трупа на предмет осложнения
эксплантацией судебно-медицинской
диагностики (насильственных причин смерти,
механических повреждений и т.д.),
недопустимости обезображивания мертвого
тела, наличия противопоказаний:
инфекционных заболеваний (гепатит,
пневмония и т.д.), острых и хронических
воспалительных процессов (аппендицит,
холецистит и т.д.), подозрений на отравление,
в том числе этиловым алкоголем, и т.д.
--------------------------------
<*> Положение о
порядке проведения патологоанатомических
вскрытий, утвержденное Приказом
Минздравмедпрома РФ от 29 апреля 1994 года N
82.
<**> П. 1.15 Правил
судебно-медицинской экспертизы трупа (1996
год).
Приказ Минздрава РФ от 10.12.1996 N 407
"О введении в практику Правил производства
судебно-медицинских экспертиз" утратил
силу в связи с изданием Приказа Минздрава
РФ от 14.09.2001 N 361 "Об отмене Приказа Минздрава
России от 10.12.96 N 407". <***> Ст. 10 Закона РФ "О
трансплантации органов и (или) тканей
человека" 1992 г.
Изъятие биоматериалов
оформляется специальным актом, который
подписывается производившим отчуждение
анатомических сегментов хирургом, врачами,
констатировавшими смерть лица, в том числе
судебно-медицинским экспертом. Полученный
донорский материал упаковывается в ампулы,
банки и пакеты, к которым прикрепляется
паспорт с указанием номера серии по журналу
регистрации доноров-трупов, полного
названия трансплантата и даты заготовки.
После использования биоматериала паспорт
вклеивается в историю болезни
реципиента.
Противозаконное изъятие
органов или тканей человека предусмотрено
российским уголовным законодательством в
виде квалифицирующих признаков составов
убийства (п. "м" ч. 2 ст. 105), причинения тяжкого
вреда здоровью человека (п. "ж" ч. 2 ст. 111) и
торговли несовершеннолетними (п. "ж" ч. 2 ст.
152). При убийстве, предусмотренном п. "м" ч. 2
ст. 105 УК РФ, органы или ткани используются в
основном для трансплантации и таким
образом выступают в качестве предмета
различных сделок, например купли-продажи. В
соответствии с Законом РФ от 22 июля 1993 года
"Об охране здоровья граждан" органы и ткани
человека не могут быть предметом
купли-продажи и коммерческих сделок. В виде
исключения законодательство допускает
изъятие органов и тканей человека для
трансплантации при соблюдении условий,
предусмотренных Законом РФ от 22 декабря 1992
года "О трансплантации органов и (или)
тканей человека". К таким условиям, в
частности, относится наличие согласия как
донора, так и реципиента, и если здоровью
донора по заключению консилиума
врачей-специалистов не будет причинен
значительный вред.
Для квалификации по
пункту "м" ч. 2 ст. 105 УК РФ не имеет значения,
удалось ли в дальнейшем виновному
использовать органы или ткани
потерпевшего. Важно, чтобы смерть была
причинена именно с этой целью. Убийство
совершается в основном в условиях, близких
к стационарным, так как только в этом случае
изъятые органы пригодны для дальнейшего
функционирования и трансплантации, поэтому
данное преступление осуществляется, как
правило, с участием медицинского работника
и возможно как путем действия, так и
бездействия. С учетом специфики такого
убийства его совершение путем бездействия
представляется более характерным и
выполняется путем неоказания
сдерживающего воздействия на вредоносные
факторы - патологические, физиологические
(биологические) процессы в организме
больного, неприменение активных мер для
сохранения жизни человека. Таким образом,
существенное значение приобретает
выяснение обстоятельств, характеризующих
возможность медицинских работников
предотвратить смерть потерпевшего, и
причинение смерти путем бездействия в
ситуации, когда врач преднамеренно, с целью
умерщвления, не оказывает больному
необходимой помощи, не применяет должных
методов лечения, которые могли бы
предотвратить смерть.
С субъективной
стороны убийство, предусмотренное п. "м" ч. 2
ст. 105 УК РФ, предполагает прямой умысел и
специальную цель - использование органов и
тканей потерпевшего. Несовершение
необходимых в конкретных условиях
действий, направленных на спасение жизни
больного, можно рассматривать как
неоказание помощи больному без
уважительных причин лицом, обязанным ее
оказывать в соответствии с законом или
специальными правилами, повлекшее по
неосторожности смерть больного (ч. 2 ст. 124 УК
РФ). Но в этом случае наличествует иная
форма вины - прямой умысел медицинского
работника по отношению к неоказанию помощи
и легкомыслие по отношению к последствиям.
Психическое отношение врача к своему
поведению и его результату в качестве
сознательного компонента включает
возможность предвидеть причинение смерти
своим бездействием, а в качестве волевого
компонента - расчет без достаточных к тому
оснований на предотвращение этого
последствия. Если врач или иной медицинский
работник сознает, что посягает на жизнь
пациента, предвидит, что его бездействие
неизбежно приведет к наступлению смерти
больного или иного потерпевшего, и желает
ее наступления в целях последующего
изъятия биоматериалов из трупа, содеянное
влечет ответственность по п. "м" ч. 2 ст. 105 УК
РФ.
Правоприменительная практика
зарубежных государств показывает, что
мотивы убийств, совершаемых в целях
использования органов или тканей человека
для трансплантации, носят преимущественно
корыстный характер. При корыстных
побуждениях преступление дополнительно
квалифицируется как убийство по п. "з" ч. 2 ст.
105 УК РФ. Однако рассматриваемое
преступление может быть совершено в целях
использования органов и тканей
потерпевшего не только для трансплантации.
Возможны и иные цели: каннибализм, половой
фетишизм, использование человеческих
органов и тканей в промышленных целях, для
изготовления консервированной продукции,
продажи тканей под видом мяса животных, для
кормления животных и т.п., то есть характер
использования органов и тканей значения не
имеет.
Несмотря на то что в целом цель
изъятия (или использования) органов и
тканей человека отражает сущность и
направленность сравнительно небольшого
круга преступных посягательств,
справедливыми представляются высказывания
Г.Н. Красновского и А.И. Стрельникова о
целесообразности включения
соответствующей цели в число
обстоятельств, отягчающих наказание (ст. 63
УК РФ) <*>. Эту точку зрения разделяет С.С.
Тихонова, справедливо утверждающая, что
повышение степени общественной опасности
преступления, совершаемого в целях изъятия
(или использования) органов или тканей
потерпевшего, целесообразно отражать в
уголовном законе, однако не путем
конструирования дополнительных
квалифицирующих признаков в ст. ст. 110, 112, 115,
126 - 128, 140, 244 УК РФ, а посредством вынесения
соответствующего признака за пределы
состава преступления, учитывая его при
индивидуализации уголовной
ответственности, в п. "и" ч. 1 ст. 63 УК РФ
<**>.
--------------------------------
<*>
Красновский Г.Н. Биоэтические и
уголовно-правовые проблемы в Законе РФ "О
трансплантации органов и (или) тканей
человека" // Государство и право. 1993. N 12. С. 72;
Стрельников А.И. Ответственность за
убийство, совершенное при отягчающих
обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ): Автореф.
канд. дис. М., 1998. С. 21 - 22.
<**> Тихонова
С.С. Уголовно-правовое регулирование
посмертного и прижизненного донорства в
Российской Федерации: Автореф. канд. дис. Н.
Новгород, 2001. С. 14.
При раскрытии убийства
возникает вопрос об ответственности
реципиента, согласившегося в целях
выздоровления на пересадку трансплантата,
добытого путем убийства. Такой больной
является пособником, если он даст согласие
до производства противозаконной
трансплантации. В случае, когда информация
о противоправном удалении органов или